Брянский мост через реку Юрюзань соединяет центральную часть города Усть-Катава с железнодорожным и автобусным вокзалом, с поселком Шубино. Расположен примерно в 1 км от Французского моста вверх по течению реки Юрюзань. Раньше, лет шестьдесят-семьдесят назад, в районе будущего Брянского моста находился неширокий пешеходный деревянный мост без перил. По нему жители посёлка Шубино переходили в рабочий посёлок Усть-Катав и наоборот.
В августе 1941 года в Усть-Катав стали прибывать эшелоны с оборудованием, материалами Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13. Эвакуированы в Усть-Катав были и брянские рабочие с семьями. Их расселяли по разным местам. На правом берегу реки Юрюзань в районе нынешнего городского рынка, где тогда находился спортивный стадион, в срочном порядке были построены двухэтажные дома-времянки. Здесь образовался тогда микрорайон «Стадион». Иных рабочих расселили в Шубино. Через реку Юрюзань необходим был более надёжный мост. И, несмотря на трудности военного времени, строительство моста было начато.
Мост проектировался по заданию Главстройпроекта (ГСПИ-7) на эвакуированном в Усть-Катав Брянском заводе Свердловским отделением Всесоюзной Государственной Конторы (ВГК) «Промстройпроект» с использованием выстроенных до этого опор. Опоры под возвышающиеся над мостом столбы-пилоны были сооружены в 1940 году по проекту УКСа Усть-Катавского вагоностроительного завода. Комплект чертежей и схем моста 0 объекта № 153628 был выпущен 28 мая 1943 года. В тот же день все они были заверены начальником группы, старшим архитектором Бадаляном, затем согласованы между главным инженером Степановым и начальником УКСа завода М.А. Дружининым. На чертежах стоят фамилии (как положено, без инициалов) и других людей, причастных к работе над проектом моста: Вознесенского – главного инженера, Немцова, Поповского – старших инженеров, проектировавших узлы моста. Конструированием моста занимались, помимо Немцова и Поповского, также Немцова, Демченко.
В мае военного 1943 года на объекте № 153628, по-видимому, вовсю кипела работа. Строивший мост коллектив УКСа выполнил ее досрочно. Об этом в «Приказе по заводу им. С.М. Кирова» (за № 135 от 31 мая 1943 года) директора завода А.В. Куранова говорится: «Коллектив строителей моста через Юрюзань благодаря чёткой организации и слаженной работе бригад, добился окончания строительства досрочно». Тем же приказом коллективу строителей моста и его руководству объявлялась благодарность, причем семь человек – начальник УКСа Дружинин, начальник производства Худницкий, мастер участка Пахомов, слесарь Кушов, плотники Матросов, Козин, Федосеев – поощрялись денежными премиями.
Окончательно мост был закончен летом 1944 года.
По-разному объясняют название «Брянский мост». Есть мнение, что так он назван, потому что был спроектирован на эвакуированном в Усть-Катав Брянском заводе брянскими специалистами. Бытует и другое мнение: мост назван так из-за того, что он строился эвакуированными в Усть-Катав брянскими рабочими. Первое из двух объяснений представляется более убедительным, поскольку мост строился не только эвакуированными из Брянска, но и прибывшими в Усть-Катав жителями Средней Азии, да и, наверное, коренными устькатавцами. Вообще, по воспоминаниям старых горожан, Брянский мост возводился, в основном, разного рода военными «штрафниками» («штрафбатниками») из узбеков, туркмен и иных жителей Средней Азии, которых устькатавцы снабжали едой.
В связи с объяснением названия моста можно выдвинуть версию о том, что устькатавцы назвали мост Брянским в память совместного труда рабочих Брянска и Усть-Катава, в память всего совместно пережитого и перенесенного ими в военное лихолетье, в память дружбы, родившейся в то трудное время.
Брянский мост – мост металлический, цепной, распорно-подвесной системы – использовался для движения автогужевого транспорта, а также пешеходов по боковым пешеходным тротуарам. Мост имеет специальный шарнирный узел. Вся нагрузка приходится на висячие цепи гибкого сооружения, которые посредством 19-ти пар стальных подвесок скреплены с пространственной металлической конструкцией – балкой жесткости основного пролета моста (между двумя опорами с пилонами). На верхних поясах обоих ферм балки жёсткости и третьей мостовой фермы закреплялись настилы и ограждения прохожей и проезжей частей Брянского моста (сейчас проезжей части на мосту нет).
Во время весеннего наводнения 1946 г. чуть ниже Брянского моста образовался мощный затор льда. Руководство вагоностроительного завода организовало взрывные работы на ледяных заторах. Вызывали даже самолет из Челябинска бомбить затор. Но лед стоял до тех пор, пока бригадой подрывников во главе с заместителем начальника кузнечного цеха Е.Е. Ананьиным не была, наконец, обнаружена основа затора (там, где зацепилась первая льдина, а за ней и остальные) и пока в том месте не произвели подрыв заряда тола. Лишь тогда лед тронулся. Под напором двинувшегося льда Брянский мост буквально выгнулся, а его заклепки начали трещать. Лед двинулся валом под мост. Через пять минут затора уже не было.
Во время другого большого паводка, в июне 1964 г., уровень воды достигал половины высоты балки жесткости Брянского моста, которая получила повреждения отдельных элементов. В результате этого наводнения (а также, возможно, наводнения 1946 г.) мост несколько деформировался: искривился ряд его подвесок, получил отклонения от вертикали правобережный пилон.
Отклонения мостовых частей, узлов от норм были выявлены в ходе обследований Брянского моста специалистами. Обследования проводились три раза: в 1975 году – сотрудниками Сибирского автомобильно-дорожного института имени В.В. Куйбышева, в 1991 году – Челябинским малым арендным предприятием «Челябпроектстальконструкция» и в 1996 году – Саратовским институтом «Проект мосторекнострукция». Обследовавшие мост специалисты рекомендовали проведение тех или иных ремонтных работ.
Ремонты моста производились, в частности, в 1976, 1977, 1980, 1981, 1996 гг. 13 октября 1977 года Брянский мост окончательно закрылся для автомобильного движения, стал только пешеходным.
В ноябре 1986 года была произведена окраска металлических конструкций моста. А 24 ноября 1995 года Брянский мост был передан с баланса Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М. Кирова на баланс городского управления коммунального хозяйства (ГУКХ).
А.П. Соколов, научный сотрудник МКУК «Историко-краеведческий музей»